От индустриального общества — к информационному
Человеческое общество по мере своего развития прошло этапы овладения веществом, затем энергией и, наконец, информацией.
В первобытно-общинном, рабовладельческом и феодальном обществах (в основе существования которых лежало ремесло) деятельность общества в целом и каждого человека в отдельности была направлена, в первую очередь, на овладение веществом.
На заре цивилизации (десятки тысяч лет до н. э.) люди научились изготавливать простые орудия труда и охоты (каменный топор, стрелы и так далее), в античности появились первые механизмы (рычаг и др.) и средства передвижения (колесницы, корабли), в средние века были изобретены первые сложные орудия труда и механизмы (ткацкий станок, часы). Овладение энергией находилось в этот период на начальной ступени, в качестве источников энергии использовались Солнце, вода, огонь, ветер и мускульная сила человека.
С самого начала человеческой истории возникла потребность передачи и хранения информации. Для передачи информации сначала использовался язык жестов, а затем человеческая речь. Для хранения информации стали использоваться наскальные рисунки, а в IV тысячелетии до нашей эры появилась письменность и первые носители информации (шумерские глиняные таблички и египетские папирусы). История создания устройств для обработки числовой информации начинается также еще с древности — с абака (счетной доски, являющейся прообразом счетов).
Индустриальное общество.
Начиная примерно с XVII века в процессе становления машинного производства на первый план выходит проблема овладения энергией (машины и станки необходимо было приводить в движение). Сначала совершенствовались способы овладения энергией ветра и воды (ветряные мельницы и водяные колеса), а затем человечество овладело тепловой энергией (в середине XVIII века была изобретена, паровая машина, а в конце XIX века — двигатель внутреннего сгорания).
В конце XIX века началось овладение электрической энергией, были изобретены электрогенератор и электродвигатель. И наконец, в середине XX века человечество овладело атомной энергией, в 1954 году в СССР была пущена в эксплуатацию первая атомная электростанция.
Овладение энергией позволило перейти к массовому машинному производству потребительских товаров, было создано индустриальное общество. Основными показателями развитости индустриального общества являлись количественные показатели, то есть сколько было добыто угля и нефти, сколько произведено станков и так далее.
В этот период происходили также существенные изменения в способах хранения и передачи информации. В середине XV века было изобретено книгопечатание, что позволило сделать информацию доступной для гораздо большего количества людей. С конца XIX века для передачи информации на дальние расстояния по проводам стали широко использоваться телеграф и телефон, а в XX веке — электромагнитные волны (радио, телевидение).
Информационное общество.
Первой попыткой автоматизированной обработки информации стало создание Чарльзом Бэббиджем в середине XIX века механической цифровой аналитической машины. Однако лишь с середины XX века, с момента появления электронных устройств обработки и хранения информации (ЭВМ, а затем персонального компьютера), начался постепенный переход от индустриального общества к информационному.
В информационном обществе главным ресурсом является информация, именно на основе владения информацией о самых различных процессах и явлениях можно эффективно и оптимально строить любую деятельность.
Важно не только произвести большое количество продукции, но произвести нужную продукцию в определенное время, с определенными затратами и так далее. Поэтому в информационном обществе повышается не только качество потребления, но и качество производства; человек, использующий информационные технологии, имеет лучшие условия труда, труд становится творческим, интеллектуальным и так далее.
В настоящее время развитые страны мира (США, Япония, страны Западной Европы) фактически уже вступили в информационное общество, другие же, в том числе и Россия, находятся на ближних подступах к нему.
В качестве критериев развитости информационного общества можно выбрать три: наличие компьютеров, уровень развития компьютерных сетей и количество населения, занятого в информационной сфере, а также использующего информационные и коммуникационные технологии в своей повседневной деятельности.
В первобытно-общинном, рабовладельческом и феодальном обществах (в основе существования которых лежало ремесло) деятельность общества в целом и каждого человека в отдельности была направлена, в первую очередь, на овладение веществом.
На заре цивилизации (десятки тысяч лет до н. э.) люди научились изготавливать простые орудия труда и охоты (каменный топор, стрелы и так далее), в античности появились первые механизмы (рычаг и др.) и средства передвижения (колесницы, корабли), в средние века были изобретены первые сложные орудия труда и механизмы (ткацкий станок, часы). Овладение энергией находилось в этот период на начальной ступени, в качестве источников энергии использовались Солнце, вода, огонь, ветер и мускульная сила человека.
С самого начала человеческой истории возникла потребность передачи и хранения информации. Для передачи информации сначала использовался язык жестов, а затем человеческая речь. Для хранения информации стали использоваться наскальные рисунки, а в IV тысячелетии до нашей эры появилась письменность и первые носители информации (шумерские глиняные таблички и египетские папирусы). История создания устройств для обработки числовой информации начинается также еще с древности — с абака (счетной доски, являющейся прообразом счетов).
Индустриальное общество.
Начиная примерно с XVII века в процессе становления машинного производства на первый план выходит проблема овладения энергией (машины и станки необходимо было приводить в движение). Сначала совершенствовались способы овладения энергией ветра и воды (ветряные мельницы и водяные колеса), а затем человечество овладело тепловой энергией (в середине XVIII века была изобретена, паровая машина, а в конце XIX века — двигатель внутреннего сгорания).
В конце XIX века началось овладение электрической энергией, были изобретены электрогенератор и электродвигатель. И наконец, в середине XX века человечество овладело атомной энергией, в 1954 году в СССР была пущена в эксплуатацию первая атомная электростанция.
Овладение энергией позволило перейти к массовому машинному производству потребительских товаров, было создано индустриальное общество. Основными показателями развитости индустриального общества являлись количественные показатели, то есть сколько было добыто угля и нефти, сколько произведено станков и так далее.
В этот период происходили также существенные изменения в способах хранения и передачи информации. В середине XV века было изобретено книгопечатание, что позволило сделать информацию доступной для гораздо большего количества людей. С конца XIX века для передачи информации на дальние расстояния по проводам стали широко использоваться телеграф и телефон, а в XX веке — электромагнитные волны (радио, телевидение).
Информационное общество.
Первой попыткой автоматизированной обработки информации стало создание Чарльзом Бэббиджем в середине XIX века механической цифровой аналитической машины. Однако лишь с середины XX века, с момента появления электронных устройств обработки и хранения информации (ЭВМ, а затем персонального компьютера), начался постепенный переход от индустриального общества к информационному.
В информационном обществе главным ресурсом является информация, именно на основе владения информацией о самых различных процессах и явлениях можно эффективно и оптимально строить любую деятельность.
Важно не только произвести большое количество продукции, но произвести нужную продукцию в определенное время, с определенными затратами и так далее. Поэтому в информационном обществе повышается не только качество потребления, но и качество производства; человек, использующий информационные технологии, имеет лучшие условия труда, труд становится творческим, интеллектуальным и так далее.
В настоящее время развитые страны мира (США, Япония, страны Западной Европы) фактически уже вступили в информационное общество, другие же, в том числе и Россия, находятся на ближних подступах к нему.
В качестве критериев развитости информационного общества можно выбрать три: наличие компьютеров, уровень развития компьютерных сетей и количество населения, занятого в информационной сфере, а также использующего информационные и коммуникационные технологии в своей повседневной деятельности.
Производство
компьютеров.
Первые
электронно-вычислительные машины (ЭВМ),
которые могли автоматически по заданной
программе обрабатывать большие объемы
информации, были созданы в 1946 году в США
(ЭНИАК) и в 1950 году в СССР (МЭСМ).
В 40-60-х годах производство ЭВМ измерялась
единицами, десятками и, в лучшем случае,
сотнями штук. ЭВМ были очень дорогими
и очень большими (занимали громадные
залы) и поэтому оставались недоступными
для массового потребителя.
Массовое
производство сравнительно недорогих
персональных компьютеров началось с
середины 70-х годов XX века с компьютера
Apple II
(с этого компьютера начала свое
существование фирма Apple). Количество
производимых персональных компьютеров
начало составлять десятки тысяч в год,
что по тем временам было колоссальным
достижением.
В
начале 80-х годов приступила к массовому
производству персональных компьютеров
корпорация IBM
(компьютеры так и назывались IBM Personal
Computer — IBM PC). Достаточно скоро IBM-совместимые
компьютеры стали выпускать многие
фирмы, и их производство достигло сотен
тысяч в год. Ежегодное производство
персональных компьютеров постоянно
росло и в 2000 году превысило 150 миллионов.
Персональный
компьютер постоянно совершенствовался,
его производительность возросла на три
порядка, при этом, что очень важно, цена
практически не изменилась. Персональный
компьютер стал доступен массовому
потребителю, и теперь в развитых странах
мира компьютер имеется на большинстве
рабочих мест и в большинстве семей.
Компьютерные
сети.
В
настоящее время существенной тенденцией
в информатизации общества является
переход
от использования компьютеров в автономном
режиме к использованию их в информационных
сетях.
Информационные
сети создают реальную возможность
быстрого и удобного доступа пользователя
ко всей информации, накопленной
человечеством за всю свою историю.
Электронная почта и телеконференции,
поиск информации во Всемирной паутине
и в файловых архивах, интерактивное
общение, прослушивание радиостанций и
просмотр телевизионных программ, покупки
в Интернет-магазинах стали повседневной
практикой многих пользователей
компьютеров в развитых странах.
Развитие
глобальных компьютерных сетей началось
в 80-е годы. В 1981 году в сети Интернет
насчитывалось лишь 213 компьютеров, к
концу 80-х годов количество подключенных
к сети компьютеров возросло до 150 тысяч,
однако наиболее быстрый экспоненциальный
рост их количества происходил в 90-е
годы.
По
количеству имеющихся серверов Интернета
можно судить о степени информатизации
отдельных стран. Наибольшее количество
серверов зарегистрировано в доменах
административного типа, которые находятся
в основном в США (около 104 миллионов
серверов), на втором месте, с большим
отставанием, Япония (7,1 миллионов
серверов), Россия занимает в этом списке
24-е место (около 400 тысяч серверов).
Развитие
глобальной компьютерной сети требует
наличия каналов связи с высокой пропускной
способностью. Основой глобальной
компьютерной сети Интернет являются
магистральные высокоскоростные линии
связи, по которым передается информация
между региональными сетями. В настоящее
время наиболее мощные региональные
сети функционируют в Северной Америке,
Европе, Японии и Австралии. Они соединены
между собой многочисленными оптоволоконными
линиями связи с пропускной способностью
до 20 Гбит/с и выше.
Внутри
региональных сетей информация передается
также преимущественно по оптоволоконным
каналам с различной пропускной
способностью (от 1 до 155 Мбит/с). В
региональных сетях часто используются
также выделенные линии (медные), а иногда
(в пределах прямой видимости) и радиоканалы,
пропускная способность которых может
достигать 2 Мбит/с.
Для
подключения отдаленных регионов наиболее
экономически выгодным является
подключение по спутниковым каналам,
пропускная способность которых может
достигать десятков мегабитов в секунду.
Население,
занятое в информационной сфере.
По
данным ООН, в
90-е годы
количество
работников, занятых в информационной
сфере
(для которых обработка информации
является основной производственной
функцией), возросло
примерно на 25%,
тогда как количество занятых в сельском
хозяйстве и промышленности сократилось
соответственно на 10 и 15%.
Компьютеры
и информационные технологии интенсивно
проникают и в сферу материального
производства. Инженер, фермер, специалисты
других традиционных профессий все чаще
имеют на своем рабочем месте компьютер
и используют информационные и
коммуникационные технологии в своей
профессиональной деятельности.
С
развитием коммуникационных технологий
и мобильной связи все большее количество
людей осуществляют свою производственную
деятельность дистанционно, то есть
работая дома, а не в офисе (в США более
10 миллионов человек). Все большее
распространение получает дистанционное
образование и поиск работы через
Интернет. В 2000 году оборот мирового
рынка информационных и коммуникационных
технологий составил около 1 триллиона
долларов. При этом на закупку аппаратных
средств было потрачено менее половины
этой суммы, большая часть была вложена
в разработку программного обеспечения,
проектирование компьютерных сетей и
так далее.
Информационное
общество — это
общество, в котором большая часть
населения занята получением, переработкой,
передачей и хранением информации.
Курс
информатики и информационных технологий
играет особую роль в эпоху перехода от
индустриального общества к информационному,
так как готовит выпускников школы к
жизни и деятельности в информационном
обществе.
Процесс
перехода к информационному обществу
называется информатизацией.
Информационные ресурсы
Представление
об информационных ресурсах
В
информационном обществе важно иметь
представление о возможных информационных
ресурсах.
В
словаре С. И. Ожегова поясняется, что
ресурс - это запас, источник чего-нибудь.
В индустриальном обществе, где большая
часть усилий направлена на материальное
производство, известно несколько
основных видов ресурсов, уже ставших
классическими экономическими категориями:
•
материальные
ресурсы
— совокупность предметов труда,
предназначенных для использования в
процессе производства общественного
продукта: сырье, материалы, топливо,
энергия, полуфабрикаты, детали и т. д.;
•
природные
ресурсы
— объекты, процессы, природные условия,
используемые обществом для удовлетворения
материальных и духовных потребностей
людей;
•
трудовые
ресурсы
— люди, обладающиё общеобразовательными
и профессиональными знаниями для работы
в обществе;
•
финансовые
ресурсы
— денежные средства, находящиеся в
распоряжении государственной или
коммерческой структуры;
•
энергетические
ресурсы
— носители энергии: уголь, нефть,
нефтепродукты, газ, гидроэнергия,
электроэнергия и т. д.
Одним
из ключевых понятий при информатизации
общества стало понятие «информационные
ресурсы».
Информационные
ресурсы общества, если их понимать как
знания, отчуждены от тех людей, которые
их создавали, накапливали, обобщали и
анализировали. Эти знания материализовались
в виде документов, баз данных, баз знаний,
алгоритмов, компьютерных программ, а
также произведений искусства, литературы
и науки.
В
настоящее время нет ясных рекомендаций
относительно того, как осуществлять
прогнозирование потребностей общества
в информационных ресурсах. Это снижает
эффективность использования информационных
ресурсов и приводит к увеличению
продолжительности переходного периода
от индустриального общества к
информационному. Тем не менее информационные
ресурсы признаются одним из важнейших
видов ресурсов в любой стране. В наиболее
развитых странах они являются объектом
особого внимания.
Информационные
услуги и продукты
Информационные
ресурсы являются основой для создания
информационных
продуктов.
Любой информационный продукт отражает
информационную модель его производителя
и воплощает его собственное представление
о некотором объекте конкретной предметной
области. Информационный продукт, являясь
результатом интеллектуальной деятельности
человека, должен быть зафиксирован на
материальном носителе в виде документов,
статей, обзоров, программ, книг и т. д.
Информационный
продукт это совокупность данных,
сформированная производителем для ее
распространения в материальной или в
нематериальной форме.
Информационный
продукт может распространяться такими
же способами, как и любой другой
материальный или нематериальный продукт,
с помощью услуг.
Услуга
— это результат непроизводственной
деятельности предприятия или лица,
направленный на удовлетворение
потребностей человека или организации.
Информационная
услуга — это получение и предоставление
в распоряжение пользователя информационных
продуктов.
по материалам сайта klyaksa.net
ВСЕ ПРОЧИТАЙТЕ НАСТОЯЩЕЕ ОТЗЫВ О том, КАК Я ПОЛУЧИЛ СВОЙ КРЕДИТ ОТ КОМПАНИИ LEGIT И ДОВЕРЕННОЙ КРЕДИТНОЙ СРЕДИ Меня зовут Kjerstin Lis, я искал кредит для погашения своих долгов, все, кого я встречал, мошенничали и брали свои деньги, пока я наконец не встретил мистера Бенджамина Брейл Ли Он смог дать мне кредит в размере 450 000 рублей. Он также помог другим моим коллегам. Я говорю как самый счастливый человек во всем мире сегодня, и я сказал себе, что любой кредитор, который спасает мою семью от нашей бедной ситуации, я скажу имя всему миру, и я так счастлив сказать, что моя семья вернулся навсегда, потому что я нуждался в кредите, чтобы начать свою жизнь заново, потому что я одинокая мама с 3 детьми, и весь мир, казалось, висел на мне, пока я не имел в виду, что БОГ послал кредитора, который изменил мою жизнь и член моей семьи, кредитор БОГА, мистер Бенджамин, он был Спасителем, которого послали, чтобы спасти мою семью, и сначала я подумал, что это будет невозможно, пока я не получу свой кредит, я пригласил его в мою семью -все вечеринка, от которой он не отказался, и я посоветую всем, кто действительно нуждается в кредите, связаться с г-ном Бенджамином Брейлом Ли по электронной почте (lfdsloans@outlook.com), потому что он самый понимающий и добросердечный кредитор, которого я когда-либо встречал с заботливым сердцем. Он не знает, что я делаю это, распространяя его добрую волю ко мне, но я чувствую, что должен поделиться этим со всеми вами, чтобы освободить себя от мошенников, пожалуйста, остерегайтесь подделок и свяжитесь с правильной кредитной компанией. com или whatsapp + 1-989-394-3740. ,
ОтветитьУдалить